Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Политико-правовые учения



Текст реферата Политико-правовые учения

Страница: 1 из 21

следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве
средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от
своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и
самозащиты (второй естественный з а кон). Отказ от права совершается
большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или
на некоторую группу лиц, из второго естественного закона вытекает
третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном
случае п о следние не будут иметь никакого значения. В третьем
естественном законе содержится источник и начало справедливости.
Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и ве ч
ных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай
другому того, чего бы ты ни ж е лал, чтобы было сделано по отношению к
тебе. Действительные социальноисторические прототипы тех естественных
законов, о которых толкует Т. Гоббс, – взаимосвязи товар о
владельцев, частных собственников, опосредствуемые актами обмена и
оформляемые д о говорами. Таким образом, в итоге именно обмен и
договор выступают, согласно конце п ции Т. Гоббса, предпосылками
установления мира в человеческом общ е житии.
Сколь ни внушительна роль естественных законов, однако они сами по
себе к и с полнению не обязательны. Превр а тить их в безусловный
императив поведения может только сила. Для Гоббса естественный закон
есть свобода чтолибо делать или не делать, а позитивный закон –
предписание делать или, наоборот, не делать чтолибо. Естественные
законы обязывают индивида желать их осуществления, но не могут его
заставить практ и чески действовать в соответствии с ними.
Непр
еменно нужна сила, способная жестко л и митировать право
каждого на все и решать, что кому принадлежит, что я в ляется правом,
а что им не является.
Абсолютная власть государства – вот, по мнению Т. Гоббса,
гарант мира и реал и зации естественных законов. Она принуждает
индивида выполнять их, издавая гражда н ские законы.
Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские –
опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие
произвольные выдумки з а конодателей не могут быть гражданскими
законами, ибо последние суть те же естестве н ные з а коны, но только
подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отм е
нять, ни изменять простым воле изъявлением государства. Ставя
гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т.
Гоббс хотел, вероятно, направить де я тельность государства на
обеспечение развития новых, буржуазных общественных отн о шений. Но
вряд ли он имел при этом намерение подчинить г о сударственную власть
праву.
Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью п о
кончить с «войной всех против всех», избавиться от страха
незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти –
спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаи м ной
договоренности между собой (ка ж дый соглашается с каждым) индивиды
доверяют
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21