Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Политические и правовые учения в древнем мире



Текст реферата Политические и правовые учения в древнем мире

Страница: 1 из 21

древних народов поразному решается и освещается вопрос о способе и
характере связи божественного начала с земными отношениями. Та или
иная версия божественного происхождения земной власти и порядка
является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и
одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице
иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.: сомнение в мифе
есть начало его рационализации.
Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как
познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения
и регуляции соответствующих общественных отношений.
В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственном
правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и
передали власть земным правителям.
Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь
источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают
оставаться вершителями земных дел и людских судеб.
Известное своеобразие присуще религиозномифологическим представлениям
древних евреев. По их версии единый истинный бог находится в особом
договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и
царем.
Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и
характере земной власти, именно персона верховного правителя
Поднебесной (император Китая) является единственной точкой связи с
высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим
воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной
потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и
государственный аппарат в целом – лишь помощники личностной
власти правителя.
Приведенные мифологические версии о божественном характере земных
порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти,
управлении, праве, справедливости, правосудии и т.п.
В соответствии с мифологическими и религиозными воззрениями древних
египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат
(Маат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами.
Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) и
официально одобренных правил поведения, в т.ч. и основных источников
тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что
все они соответствуют (или должны по своему смыслу соответствовать)
маат – естественной – божественному порядку
справедливости.
По древнешумерскому мифу, в качестве покровителя справедливости,
защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шамаш, жестоко карающий все
злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит «стезю
Шамаша» – путь правды, справедливости и права, ждет, по
тогдашним представлениям, неминуемая и суровая кара. Преступить «стезю
Шамаша» означало совершить преступление, нарушить право. Шумерские и
вавилонские правители настойчиво подчиняли божественный характер своей
власти и своих законов, их соотношение неизменным божественным
установлениям и справедливости.
Эти представления широко отражены в
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Узнать ЦЕНУ

Оставьте вашу заявку и Вы узнаете
ЦЕНУ выполнения диссертации, дипломной, курсовой, реферата