Читать онлайн работу по дисциплине: Государство и право

Реферат Понятие и сущность брака



Текст реферата Понятие и сущность брака

Страница: 1 из 13

гражданской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что
правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера
брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и
сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно
справедливо оставались за рамками права.
В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер
мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим
каноническим понятием брака становится представление о нем, как о
“самом полном (физическом, нравственном, экономическом,
юридическом, религиозном) общении между мужем и женой”.
Загоровский И.А . Курс семейного права. — Одесса, 1902. —
С. 5. 109 Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые,
но и этические, религиозные и в определенной степени физические
элементы брака. В тот период, когда семейные отношения
регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне
оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он
изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и
не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической
сфере.
В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные,
физические и материальные. Духовные и физические элементы брака,
безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются
практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое
разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не
сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким
образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и
вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой
концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из
него), но из соответствия брачного союза нравственной природе
человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не
как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на
страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу
действия права целиком, во всем многообразии составляющих его
отношений.
Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в “Метафизике
нравов”. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица
обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство.
Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к
браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку
договор всегда имеет в виду нечто временное, какуюлибо цель, с
достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю
человеческую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а
только смертью людей, состоявших в брачном общении. Недостатком этой
теории является перенесение этических представлений о браке в область
права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими
представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в
себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13