Читать онлайн работу по дисциплине:

Реферат Шукшин - деревенский писатель



Текст реферата Шукшин - деревенский писатель

Страница: 15 из 21

лучезарны будут ее планы!), они уедут в деревню, но перемены
произойдут лишь внешние. Она вскоре оставит благие свои намерения и
банально, «красиво» загуляет с местным учителем. И снова отцу ее,
директору совхоза Павлу Николаевичу Фонякину, будет мучительно стыдно,
и — в который раз! — глядя на крепкую фигуру дочери, на
прекрасное лицо ее, он горестно подумает: «Какая женщина... жена, мать
могла бы быть».
Что же случилось с Ольгой, единственной опорой и надеждой престарелых
и заслуженных родителей? Что?..
«Среда заела»? Ладно, но как попала в эту полумещанскуюполуворовскую
«среду» Ольга Фонякина, собиравшаяся стать учительницей? Неудачные
замужества всему виной? Но кто ее замуж на аркане тянул?.. Как бы мы
ни хотели, но вопросов по прочтении повести «Там, вдали» будет
множество.
Критика немало писала об этом произведения Шукшина, но все свои
рассуждения строила вокруг образа Петра Ивлева. Жалела этого хорошего
парня, намекала, что не его дело любить столь «роковую» женщину,
сетовала, что слабовато Ивлев мыслит, что чувства у него превозмогают
рассудок. Он был как на ладони, этот Петр Ивлев, и казалось, что
повесть написана именно о нем, о его горькой и неудавшейся любви. А
Ольга? Что ж, с ней тоже было все как будто ясно: такая она и есть
— «роковая», непутевая, ничего не поделаешь. Жалко, конечно, но
не более чем жалко, скажем, незабвенную Манон Леско или мадам Бовари.
Так что же случилось с Ольгой Фонякиной? Нельзя доказать
«математически», но можно почувствовать, что эта повесть всетаки о
ней, незаурядной, страстной. Ужели город ее испортил?..
Остановимся, прочтем отрывок из следующей шукшинской статьи «Монолог
на лестнице» (1968): .
«Конечно, молодому парню с десятилеткой пустовато в деревне. Он знает
(приблизительно, конечно,— по кино, по книжкам, по рассказам)
про городскую жизнь и стремится, сколько возможно, подражать городским
(прическа, одежда, транзистор, словечки разные, попытки несколько
упростить отношения с дедушкой, вообще — стремление попорхать
малость). Он не догадывается, что смешон. Он все принял за чистую
монету. Но если бы от моей головы сейчас пошло сияние — такой бы
я вдруг сделался умный,— я бы и тогда не сумел убедить его, что
то, к чему он стремится,— не есть городская жизнь. Он прочитает
и подумает: «Это мы знаем, это — чтоб успокоить нас». Я мог бы
долго говорить, что те мальчики и девочки, на которых он с тайной
завистью смотрит из зрительного зала,— их таких в жизни нет. Это
— плохое кино. Но я не буду. Он сам не дурак, он понимает, что
не так уж все славно, легко, красиво у молодых в городе, как
показывают, но... Но чтото ведь всетаки есть. Есть, но совсем, совсем
другое. Есть труд, все тот же труд, раздумья, жажда много знать,
постижение истинной красоты, радость, боль, наслаждение от общения с
искусством».
Ольга Фозякина мечтала, не менее смутно и неопределенно, чем Петр
Ивлев, а ей казалось, что она рассуждает трезво. Ей предельно ясно
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21