Читать онлайн работу по дисциплине:

Реферат Шукшин - деревенский писатель



Текст реферата Шукшин - деревенский писатель

Страница: 18 из 21

Что, плохо, когда есть электричество, телевизоры, мотоциклы, хороший
кинотеатр, большая библиотека, школа, больница?.. Дурацкий вопрос. Это
и не вопрос: я ищу, как подступиться к одному весьма рискованному
рассуждению: грань между городом и деревней никогда не должна до конца
стереться. Никакой это не агрогородок — деревня — даже в
светлом будущем. Впрочем, если в это понятие — агрогородок
— входят электричество, машины, водопровод, техникум и театр в
райцентре, телефон, учреждения бытового обслуживания — пусть
будет агрогородок. Но если в это понятие отнести и легкость, положим,
с какой горожанин может поменять место работы и жительства,— не
надо агрогородка. Крестьянство должно быть потомственным. Некая
патриархальность, когда она предполагает свежесть духовную и
физическую, должна сохраняться в деревне. Позволительно будет
спросить: а куда девать известный идиотизм, оберегая «некую
патриархальность»? А никуда. Его не будет. Его нет. Духовная
потребность у деревни никогда не была меньше, чем у города. Там нет
мещанства. Если молодежь тянется в город, то ведь не оттого, что в
деревне есть нечего. Там меньше знают, меньше видели — да.
Меньше всего объяснялась там истинная ценность искусства, литературы
— да. Но это значит только, что это все надо делать —
объяснять, рассказывать, учить, причем учить, не разрушая в
крестьянине его извечную любовь к земле. А кто разрушает? Разрушали.
Парнишка из крестьянской семьи, кончая десятилетку, уже готов был быть
ученым, конструктором, «большим» человеком и меньше всего готовился
стать крестьянином. Да и теперь... И теперь, если он почемуто остался
в деревне, он чувствует себя обойденным. Тут старались в меру сил и
кино, и литература, и школа»,— писал Шукшин в статье «Вопрос
самому себе».
Ныне под этими мыслями Шукшина подписались бы многие. А тогда?..
Тогда такие рассуждения представлялись не только рискованными, но и
претенциозными. Но Василия Макаровича это не смущало. Он продолжал
размышлять на эту тему смело и откровенно.
«Я договорился,— писал Шукшин уже в статье «Монолог на
лестнице»,— таким образом, до того, что в деревне надо бы
сохранять ту злополучную «некую патриархальность», которая у нас
вызывает то снисходительную улыбку, то гневную отповедь. Что я разумею
под этой «патриархальностью»? Ничего нового, неожиданного,
искусственного. Патриархальность как она есть (и пусть нас не пугает
это слово): веками нажитые обычаи, обряды, уважение заветов старины».
Да, Шукшин щедро использовал в творчестве свое доскональное,
тщательное знание деревни и всех многообразных проблем, стоящих и
встающих перед сельским человеком, в том числе и приходящим в конце
концов в город, то есть меняющимся кардинально — и внутренне, и
внешне. Но при всех обстоятельствах его более всего интересовали не
столько те или иные процессы, сколько человек, его суть.
В интервью журналу «Советский экран» (1968 год) Василий Макарович
вполне определенно
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21