Читать онлайн работу по дисциплине:

Реферат Шукшин - деревенский писатель



Текст реферата Шукшин - деревенский писатель

Страница: 2 из 21

«Микроскоп» приобретает дорогостоящий предмет в надежде найти способ
борьбы с микробами; персонаж рассказа «Упорный» строит свой «
перпетуум мобиле»).
Характерная для рассказов Шукшина коллизия — столкновение
«городского» и «деревенского» — не столько выявляет социальные
противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и
реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений
и составляет содержание многих произведений писателя.
Русский человек в изображении Шукшина — человек ищущий,
задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и
удивлять. Он не любит иерархию — ту условную житейскую «табель о
рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные»
труженики. Противясь этой иерархии, шукшинский герой может быть
трогательнонаивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком,
как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком, как в рассказе
«Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко
присутствуют у персонажей Шукшина. Скорее наоборот: им свойственны
упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление
дистиллированному здравомыслию. Они не могут жить, не «высовываясь».
«Срезал» один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина.
Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная
страсть» — «срезать», «осаживать» выходцев из деревни,
добившихся жизненного успеха в городе. Из предыстории столкновения
Глеба с «кандидатом» выясняется, что недавно был повержен приехавший
на побывку в деревню полковник, не сумевший вспомнить фамилию
генералгубернатора Москвы 1812 года. На этот раз жертвой Капустина
становится филолог, обманутый внешней нелепостью вопросов Глеба, не
сумевший понять смысла происходящего. Поначалу вопросы Капустина
кажутся гостю смешными, но скоро весь комизм исчезает: для кандидата
это настоящий экзамен, а позже столкновение перерастает в словесную
дуэль. В рассказе часто встречаются слова «посмеялся», «усмехнулся»,
«расхохотался». Однако смех в рассказе имеет мало общего с юмором: он
то выражает снисходительность горожанина к «странностям» живущих в
деревне земляков, то становится проявлением агрессивности, выявляет
мстительность, жажду социального реванша, которая владеет разумом
Глеба.
Спорщики принадлежат к разным культурным мирам, разным уровням
социальной иерархии. В зависимости от личных пристрастий и социального
опыта читатели могут прочитать рассказ либо как бытовую притчу о том,
как «умный мужик» перехитрил «ученого барина», либо как зарисовку о
«жестоких нравах» обитателей деревни. Иными словами, он может либо
принять сторону Глеба, либо посочувствовать ни в чем не повинному
Константину Ивановичу.
Однако автор не разделяет ни той, ни другой позиции. Он не
оправдывает персонажей, но и не осуждает их. Он лишь внешне безучастно
подмечает обстоятельства их конфронтации. Так, например, уже в
экспозиции рассказа сообщается о нелепых подарках, привезенных гостями
в деревню: Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21