Читать онлайн работу по дисциплине: Полиграфия

Реферат Государственно-правовое учение Аристотеля



Текст реферата Государственно-правовое учение Аристотеля

Страница: 2 из 4

они были изобретены”. А “ведь они возникли для товарного
обмена”, так что “из всех отраслей приобретения это наиболее
противные природе”. В качестве высшей этической добродетели им
выдвигается идеал средних классов: “мера”, умеренность,
золотая середина.
На ряду с этим мы находим в “Этике” и “Политике”
Аристотеля оправдание и обоснование необходимости современного ему
рабского труда. Он исходит из представления, что всякое существо,
способное лишь к физическому труду, может служить предметом
правомерного владения со стороны существа, способного к труду
духовному, и что в таком их соединении осуществляется общественный
интерес. “В целях взаимного самосохранения необходимо
объединяться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и
существу, в силу своей природы подвластному. Первое, благодаря своим
интеллектуальным свойствам, способно к предвидению, и потому оно уже
по природе своей существо властвующее и господствующее, второе, т. к.
оно способно лишь своими физическими силами исполнять полученные
указания, по природе своей существо подвластное и рабствующее. В этом
отношении между господином и рабом в их взаимном объединении руководит
общность интересов” (“Политика” I. 1, 4).
Частная собственность, уже закрепившаяся вместе с обменом, часто
говорит о себе устами Аристотеля: “трудно выразить словами,
сколько наслаждения в сознании того, что нечто тебе принадлежит!”
Он склонен оспаривать идеалы платоновского “феодально кастового
коммунизма”: “Собственность должна быть общей в
относительном смысле, в абсолютном она должна быть частной”.
(“Политика” II. 2 4), т. к. при общей собственности ей будет
уделяться “меньше забот”; наиболее допустимым он считает,
“чтобы собственность была полной, эксплуатация ее общей”.
Однако, право собственности как вообще и все виды права, мыслятся им
еще как привилегии, связанные с отношениями господства. Так,
собственность для него “часть семейной организации”, а рабы
составляют “одушевленную ее часть”. Вообще, насилие,
согласно Аристотелю, не противоречит праву, ибо “всякое
превосходство всегда заключает в себе и переизбыток какоголибо
блага”. “Полного равенства и полного неравенства нет между
отдельными лицами, равными или неравными между собою только в
чемнибудь одном” (“Политика” III, 7, 7). Поэтому в
своей “Этике” а. различает два вида права или
“политической справедливости”, применяемые в различных
взаимоотношениях: справедливость “оборотную” или
“меновую”, которая “имеет место между людьми,
принадлежащими к одному обществу..., между лицами свободными и
равными”, и справедливость “распределительную”, которая
воздает каждому сообразно его достоинствам: большему больше и меньшему
меньше, сказывающуюся и в политических взаимоотношениях общественных
классов. На ряду с Страницы: 0 1 2 3 4