Читать онлайн работу по дисциплине:

Реферат Шукшин - деревенский писатель



Текст реферата Шукшин - деревенский писатель

Страница: 3 из 21

«электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки». Замечено
и то, как Константин Иванович «подкатил на такси», и то, как он с
нарочитой «грустинкой» в голосе вспомнил детство, приглашая мужиков к
столу. С другой стороны, мы узнаем о том, как Глеб «мстительно щурил
глаза», как, будто «опытный кулачный боец», шел к дому Журавлевых
(«несколько впереди остальных, руки в карманах»), как он, «видно было
— подбирался к прыжку».
Лишь в финале автор сообщает нам о чувствах присутствовавших при
словесном поединке мужиков: «Глеб... их попрежнему неизменно удивлял.
Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было.
Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще». Так
рассказ и завершается: не нравоучением, но сожалением о недостатке
такта и участливого внимания людей друг к другу, о встрече,
обернувшейся разрывом. «Простой» человек в изображении Шукшина
оказывается совсем «непростым», а деревенская жизнь — внутренне
конфликтной, таящей за повседневной маетой нешуточные страсти.
Высоким порывам шукшинских героев, увы, не дано реализоваться в
жизни, и это придает воспроизведенным ситуациям трагикомическую
тональность. Однако ни анекдотические случаи, ни эксцентричное
поведение персонажей не мешают писателю разглядеть в них главное
— народную жажду справедливости, заботу о человеческом
достоинстве, тягу к наполненной смыслом жизни. Шукшинский герой часто
не знает, куда себя деть, как и на что использовать собственную
душевную «широту», он мается от собственной бесполезности и
бестолковости, он совестится, когда причиняет неудобство близким. Но
именно это делает характеры героев живыми и устраняет дистанцию между
читателем и персонажем: шукшинский герой безошибочно угадывается как
человек «свой», «нашенский».
В произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Он сам и те, о ком
он рассказывает, — люди общего опыта, общей биографии и общего
языка. А потому авторский пафос, тональность его отношения к
изображаемому далеки как от сентиментального сочувствия, так и от
откровенного любования. Автор не идеализирует своих героев только
потому, что они — «свои», деревенские. Отношение к изображаемому
в рассказах Шукшина проявляется почеховски сдержанно. Ни у одного из
персонажей нет полноты обладания правдой, и автор не стремится к
нравственному суду над ними. Ему важнее другое — выявить причины
не узнавания одним человеком другого, причины взаимного непонимания
между людьми.
По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило,
это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором
обыденное сочетается с эксцентрическим и в котором открывается судьба
человека. Постоянной сюжетной ситуацией оказывается ситуация встречи
(реальной или несостоявшейся). В развертываемом сюжете нет внешнего
плана: рассказы часто тяготеют к форме фрагмента — без начала,
без конца, с незавершенными конструкциями. Писатель неоднократно
говорил о своей нелюбви к замкнутому сюжету. Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21