Читать онлайн работу по дисциплине: Полиграфия

Реферат Государственно-правовое учение Аристотеля



Текст реферата Государственно-правовое учение Аристотеля

Страница: 3 из 4

таким представлением Аристотель выдвигает уже столь характерную для
всех ранних эпох буржуазного общества идею “естественного
права”, которая “всюду имеет единое значение и не зависит от
применения его или нарушения”: эту особую “политическую
справедливость” он отличает от “условной”
справедливости, могущей иметь месть в отдельных случаях в
законодательстве.
В тесной связи с этими воззрениями стоит и учение Аристотеля о
государстве и его формах, которые совпадают у Аристотель с
общественными формами. Согласно Аристотелю, “государство продукт
естественного развития и... человек, по природе своей существо
политическое (“Пол.” 91). Низшей формой человеческого
общения является семья, экономически представляющая единое
домохозяйство. Семейные отношения мыслятся Аристотелем так же, как
отношения господства, как привилегия отца по отношению к детям,
которых он, однако, обязан воспитывать, и как авторитет мужа по
отношению к жене, которая все же рассматривается, как свободная
личность; здесь также сказалась вышеуказанная двойственность правового
воззрения. Совокупность семей образует селение, затем следует
наивысшая и возводимая А в общественный идеал ступень современной ему
древнегреческой общественной организации государствогород (...).
Поэтому, говоря о человеке, как самой природой созданном политическом
существе, а., как указывает Маркс, имеет в виду лишь свободного
гражданина греческой городской общины. “Государством мы и
называем совокупность таких граждан, совокупность, достаточную, вообще
говоря, для самодовлеющего существования”. Политически
полноправными гражданами поэтому, по Аристотелю, являются далеко не
все подданные государства, но лишь лица, способные к политической
жизни, благодаря своему благосостоянию и духовным качествам лишь
гражданам принадлежит земля. Гражданин “тот, кто участвует в
совете и в суде”. Отсюда следует, что гражданами не могут быть
лица. занимающиеся физическим и, вообще, производительным трудом, так
как им свойственны “низкий образ жизни и низкий образ
мыслей”. Основная задача политического объединения бодрствовать
над охраной имущественных интересов отдельных граждан. Поэтому
Аристотель оспаривает Платонову теорию государств, как высшего
идеального единства, коему посвящаются все виды собственности граждан,
которое вводит общность цен и т. п.; напротив того, в государстве он
видит разнородное множество составных частей, интересов составляющих
его классов и групп: земледельцев, ремесленников, торговцев, наемных
рабочих, военных и “служащих государству своим имуществом”,
затем должностных лиц и судей. Такое разделение труда представляется
Аристотелю не результатом исторического процесса, но следствием
“естественных влечений” и способностей людей. В зависимости,
поэтому, от характера и потребностей народов находятся и
государственные конституции, в которых Аристотель различает 3
постоянных типа: власть принадлежит Страницы: 0 1 2 3 4