Читать онлайн работу по дисциплине: Полиграфия

Реферат Мыслители античного мира о политике и государстве



Текст реферата Мыслители античного мира о политике и государстве

Страница: 3 из 13

бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же
время исключить возможность возвышения богатых над стражами.
Преодоление в обществе имущественного расслоения – важнейшая
социальноэкономическая особенность идеального строя отличающая его от
всех остальных порочных государств. В последних “заключены два
враждующих между собой государства: одно – бедняков другое
– богачей”.
Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила
аристократическая Спарта точнее сохранявшиеся там патриархальные
отношения – организация жизни господствующего класса по образцу
военного лагеря пережитки общинной собственности группового брака и
др.
Характеризуя извращенные формы государства Платон располагал их в
порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.
Вырождение аристократии мудрых по его словам влечет за собой
утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных
земледельцев из третьего сословия. Так возникает критскоспартанский
тип государства или тимократия (от “тиме” – честь)
господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением
будет вечно воевать.
Следующий вид государственного устройства – олигархия –
появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй
основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые
тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое
государство раздираемое враждой богачей и бедняков будет постоянно
воевать само с собой.
Победа бедняков приводит к установлению демократии – власти
народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию
вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде
сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.
Наконец чрезмерная свобода обращается в свою противоположность
– чрезмерное рабство. Устанавливается тирания наихудший вид
государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии.
Тиранический строй – это самое тяжелое заболевание государства
полное отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей.
Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу
человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал
с возвратом к изначальному строю – правлению мудрых.
Нарисованная философом картина перехода от одного государства к
другому по существу являлась понятийнологической схемой. Вместе с тем
в ней отражены реальные процессы имевшие место в древнегреческих
государствах (закабаление илотов в Спарте рост имущественного
неравенства и др.) что придавало этой схеме вид исторической
концепции. Идеологически она была направлена против демократических
учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний.
Платон стремился опорочить любые изменения в обществе отклоняющиеся от
стародавних порядков проводил идею циклического развития истории.
Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. Его
написанию Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13