Читать онлайн работу по дисциплине: Лингвистика

Реферат Понятие канона в структуре житийного жанра



Текст реферата Понятие канона в структуре житийного жанра

Страница: 6 из 9

сам жанр жития определяет тот тип развития с ю жета, который
использует агиограф:
Телеологический сюжет: почти в каждом житийном произведении ч и
татель изначально знает, чем оно должно закончиться, кто главный
герой, и какие основные конфликты и трудности ему предстоит преодолеть
на пути к спасению. Уже в заглавии читателю сообщается тот тип
подвига, на котором подвизался святой: «Житие преподобнаго отца нашего
Феодосия, игумена Печерского» Новосельцев А.П. Образование
Древнерусского государства и первый его правитель //Вопросы истории.
1991. № 2-3.
Далее повествование продолжается с использованием традиционных
житийных мотивов. Это приводило к тому, что сюжетные перипетии практ и
чески одинаковы у всех праведников, целые эпизоды заимствовались практ
и чески без изменений, в текстах часто встречались явные исторические
и ге о графические несоответствия. Классический пример традиционного
житийного мотива – пост грудного младенца в среду и пятницу.
При обилии биографических сведений, литературный канон вступал в
противоречие с реальными фактами, так Нестор рассказывает о том, что
Фе о досий был рожден от благочестивых родителей, а потом основной
конфликт первой части повествования происходит между благочестивой
матерью и ее сыном.
Появлению достоверных сведений в агиографической литературе пр е
пятствует и время, прошедшее с момента жизни святого, до создания жити
й ного текста: появляются народные легенды, черты подвижника берутся
не из исторических и биографических фактов, а из традиционных
византийских житийных мотивов “топосов”. Появляются тексты,
в которых христианские представления сосуществуют с самой безудержной
народной фантазиейТак, в греческом житии Симеона Столпника святой
исцеляет змею, которую привел к подвижнику змей – сожитель,
мученик Меркурий Смоленский возвращается в город, неся в руках свою
голову, святой Иоанн Новгородский путешествует в Иерусалим на бесе,
Климент Римский попадает в Новгород на большом камне. Лосев А.Ф . О
понятии художественного канона //Проблемы канона в древнем и
средневековом искусстве. М., 1973. С. 6-15.
2.3. Каноническая структура житийного жанра в 12-13 веках
Жития святых XVII века знаменуют собой, в известном смысле, лог и
ческое завершение древнерусской агиографии, постепенный переход к н о
вому периоду русской литературы. В 1-й половине XVII века (период
“сму т ного времени”) наблюдается трансформация жанра
агиографические пр о изведения наполняются географическими реалиями (
например, “Повесть о житии Варлаама Керетского”), элементами
бытовой повести (“Повесть об Ульянии Осорьиной”,
“Повесть о Марфе и Марии”). 2-я половина XVII в. являет
собой эпоху бурной ломки церковных, культурных и литературных
традиций, что неразрывно связано с таким сложным
общественнорелигиозным движением, как церковный раскол. Причиной
послужила р е форма патриарха Никона, направленная на унификацию
некоторых обычаев, обрядов, являвшихся внешним оформлением
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9