Читать онлайн работу по дисциплине: Биология

Реферат Биоэтика



Текст реферата Биоэтика

Страница: 6 из 16

традиция заключается в том,что ученый должен быть "беспристрастным".Он
должен опираться на факты,избегая всех ценностных суждений.Лишь после
создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов мы осознали
всю глупость и опасность такой позиции.Ученый не может быть свободным
от ценностей.Врач в процессе принятия решения не может избежать
суждений морального и иного ценностного характера.Такой образ действий
был бы оскорбительным для него самого с моральной точки зрения.Он
превратился бы в техника,в водопроводчика,который соединяет трубы и
промывает засорившиеся системы,не мучаясь никакими вопросами.
2.Модель сакрального типа.
Моральное отвращение от модели,в которой врач превращается в
водопроводчика,полностью лишенного собственных моральных
установок,приводит к тому, что впадают в другую крайность,превращая
врача в нового священника.Социолог медицины Роберт Н. Вилсон
характеризует эту модель взаимоотношения "врач--пациент" как
сакральную.
Основной моральный принцип,который выражает традицию сакрального
типа,гласит:"Оказывая пациенту помощь,не нанеси ему вреда".Этот
принцип созвучен с патриархатом,где слово "Отец" служило метафорой для
Бога и для священника.И в классической литературе по медицинской
социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются
образы родителя и ребенка.Такой патернализм в сфере ценностей лишает
пациента возможности принимать решения,перекладывая ее на врача.Тем
самым он сводит до минимума моральные основания,необходимые для
сбалансированной этической системы.Каков же набор моральных норм для
современного медика?
1) Приносить пользу и не наносить вреда.Ни один человек не может
снять моральную обязанность приносить пользу и при этом полностью
избежать нанесения вреда.Этот принцип существует в широком контексте и
составляет только один элеменет всего множества моральных
обязанностей.
2) Защита личной свободы.Фундаментальной ценностью любого общества
является личная свобода.Она необходима для всех.Личная свобода и
врача,и пациента должна защищаться,даже если кажется,что это может
нанести какойто вред.Мнение никакой частной группы не может служить
авторитетом при решении вопроса о том,что приносит пользу,а что
наносит вред.
3) Охрана человеческого достоинства.Равенство всех людей по их
моральным качествам означает,что каждый из них обладает оснвными
человеческими достоинствами.Личная свобода выбора,контроль за своим
телом и за собственной жизнью содействует реализации человеческого
достоинства--это этика,развиваемая по ту сторону идей Б.Ф.Скиннера.
4) Говорить правду и исполнять обещания.Моральные обязанности
-говорить правду и исполнять обещания -столь же здравые,сколь и
традиционные,сохраняют свое место в этике,так как они необходимы для
человеческих отношений.Можно лишь сожалеть о том,что эти основания
человеческого взаимодействия находятся под угрозой низведения до
минимума и даже устранения ради того,чтобы провести принцип -не
нанести вреда пациенту.
5) Соблюдай справедливость и
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16