Читать онлайн работу по дисциплине:

Реферат Шукшин - деревенский писатель



Текст реферата Шукшин - деревенский писатель

Страница: 8 из 21

мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо,
совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая
жилка играла в теле... Какойто такой желанный, редкий миг непосильной
радости.
Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности
поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние
и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты
— через них познается человек, а через него — время и
сущность бытия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию
глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению и древних, и
новых загадок жизни. Узнавая дорогих Шукшину героев, убеждаешься в
одном: выше всего, прекраснее и глубже те переживания, которые
испытывает человек, приобщаясь к природе, постигая извечную власть и
обаяние земли, бесконечность человеческой жизни («Залетный», «Верую!»,
«И разыгрались же кони в поле», «Алеша Бесконвойный»)
«Наиболее современными» в искусстве и литературе мне представляются
вечные усилия художников, которые отдаются исследованию души
человеческой. Это всегда благородно, всегда трудно», — говорил
Шукшин. Чаще всего писатель оставляет своих героев один на один с
памятью о тех сильнейших переживаниях, в которых оживала душа,
воспоминание о которых люди пронесли через всю жизнь. Отчетливо
обнаруживаются грани, как бы разделяющие отцов и детей: различны их
мировосприятие, чувства и отношение к земле. Писатель тактично,
объективно говорит о различии духовного склада поколений как о
данности, естественном явлении.
Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди —
земля выделен образ матери, с ее терпением, добротой, великодушием,
жалостью. Насколько многозначен, богат красками, символичен, но всегда
естествен этот излюбленный писателем характер! Поэтизируя простую
деревенскую женщинумать, Шукшин изображает ее хранительницей дома,
земли, извечных семейных устоев и традиций. В старой материтруженице
Шукшин видит истинную опору для человека в превратностях судьбы, она
для писателя — воплощение надежды, мудрости, доброты и
милосердия.
Однако мать — хранительница опустевшего дома, который, по той
или иной причине, навсегда покинули дети, — ситуация
драматичная. И драма эта многозначна, циклична по содержанию: страдают
отцы и матери, страдают и дети, избравшие свой путь в жизни.
Всматриваясь в социальносемейные и бытовые ситуации (деревенские и
городские), разбирая их «начала» и «концы», Шукшин убеждал нас в
многосложности, неисчерпаемости драм жизни. Даже в том случае, если
выбор героя был трагедийным, финалы оставались открытыми, обращая к
читателю и зрителю свои новые «начала» («Сельские жители», «Один», «В
профиль и анфас», «Жена мужа в Париж провожала», «Письмо», «Как
помирал старик», «Бессовестные», «Земляки», «Осенью», «Материнское
сердце», «Залетный», «Калина красная» и т. д.).
Для многих молодых героев деревня — уходящий в прошлое мир.
Дом, земля, труд на земле как бы
Страницы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21