Учебная работа по дисциплине Юридическая психология

Реферат Медресе Башкортостана



Текст реферата Медресе Башкортостана

МЕДРЕСЕМЕДРЕСЕ , мусульманское учебное заведение . Первые медресе
возникли в 10 в . в Хорасане и Мавераннахре для подготовки служителей
исламских институтов . Традиционная учебная программа медресе включала
мусульманское право (фикх ), догматику (калям ), коран и ческие
дисциплины , хадисоведение , арабский язык , логику (мантык );
дополнительно могли изучаться арифметика , медицина , астрономия ,
риторика . Медресе обычно действовали при мечетях .
Обучение , как правило , было бесплатным и доступным для желающих .
Первые упо минания о постоянно действующих медресе на территории
Башкортостана относятся к 17 в . По содержанию они копировали средне
-азиатские , по форме несколько отличались . Располагались вне городов
, были небольшими по размеру , размещались в деревнях , домах ; встре
ч ались и кочующие медресе , не имевшие постоянных источников дохода ,
а также государственной поддержки . Они были неустойчивы , смерть
мударриса , заведующего , главного преподавателя или богатого
покровителя , пожар или неурожай могли привести к их закрытию . П о
этому из числа возникших в 17-18 вв . медресе процветающих в кон . 19
в . было немного . Среди них Стерлибашевское , Каргалинское ,
Куганакбашевское , Балыклыкулевское , Стерлитамакское . В нач . 20 в .
в Уфимской губернии насчитывалось около 40 медресе . Удаленност ь от
исламских центров , давление царского правительства , общий упадок
мусульманской культуры постепенно привели местные медресе к застою .
Им были присущи схоластика , оторванность от жизни . На рубеже 19-20
вв . в крае развернулось движение за их обновление джадидизм . В
городах возникли реформирмистские джадидистские медресе : "Хусаиния "
(Оренбург ), "Гусмания " и "Галия " (Уфа ), "Расулия " и "Мухаммадия "
(Троицк ), в которых наряду с классическими религиозными дисциплинами
изучались и светские предметы .
ДЖАДИДИЗ М , реформаторское движение в области школьного образования
,
возникшее во 2-й половине 19 в . среди тюркских народов России .
Начало движения связано с введением в мектебах и медресе звукового
метода обучения грамоте взамен буквослагательного , так называемог о
"усул -и джадид ", т .е . новый метод . Движение стали называть
джадидизм в противовес кадимизму ("кадим " "старый "). К 80-м гг . 19
в . джадидизм оформился в мощное общественно -политическое движение .
Джадидисты критиковали религию , фанатизм , требовали замен ы
устаревших религиозных школ национальными светскими , ратовали за
развитие науки и культуры , выступали за издание газет на родном языке
, за открытие культурно -просветительных учреждений , что
способствовало сплочению демократичности сил общества . В Уфимско й
губернии новый метод обучения впервые был введен в медресе "Гусмания "
(нач . 90-х гг .), в Оренбургской губернии в медресе "Хусаиния ". К
началу 20 в . звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих
мектебах и медресе Башкирии . В старометодных школах у ченики
обучались грамоте за 3-5 лет , в джадидистских за год . Преподавание
перешло с
Страницы: 0 1 2 3