АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

УДК 338 Фролова Ольга Николаевна
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Волжской государственной академии водного транспорта frolova-olga-@mail.ru
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Frolova Olga Nikolaevna
senior lecturer of the chair of economics and management, Volga State Academy of Water Transportation frolova-olga-@mail.ru
ANALYSIS AND ASSESSMENT OF REGIONAL MARKET OF LOGISTIC SERVICES
Аннотация:
Статья посвящена анализу и оценке состояния регионального рынка логистических услуг. Результаты исследования логистического комплекса Нижегородской области позволяют оценить перспективы развития логистических систем на региональном уровне для координации работы транспортных, экспедиторских фирм и компаний, логистических посредников.
Ключевые слова:
региональный рынок логистических услуг, составляющие регионального логистического комплекса, транспорт по типу собственности, типы перевозимых грузов.
The summary:
The article is devoted to analysis and assessment of the regional market of logistic services. The results of studying logistics complex of Nizhny Novgorod region, allow to estimate the prospects of development of logistic systems at the regional level to coordinate transport, forwarders and logistics companies, intermediaries.
Keywords:
regional market of logistics services, components of regional logistic complex, transport by type of property, types of transported cargoes.
Уникальное географическое положение Нижегородской области является хорошей предпосылкой для создания на территории области конкурентоспособной транспортнологистической инфраструктуры.
Исторически в Нижегородской области сформировался комплексный транспортный узел: более 12 тысяч км автомобильных дорог, с плотностью в 2 раза выше, чем в среднем по России; 1 300 км железнодорожных путей при плотности железнодорожных путей общего пользования в три раза выше среднероссийского уровня; речной грузовой узел и пассажирский порт, около 900 км внутренних водных путей; международный аэропорт.
Нижний Новгород является лидером среди городов России по размеру доступного потребительского рынка. В радиусе 500 километров проживает около 43 млн. человек, из которых более 24 млн. в городах численностью более 100 тыс. человек, а в радиусе 1000 километров - около 84 млн. потребителей, из которых в городах - более 45 млн. человек. При этом потребительский рынок в указанных зонах характеризуется более высокой, чем в среднем по России, покупательной способностью населения. Уровень потребительских расходов на душу населения в 500 километровой зоне от Нижнего Новгорода составляет 10 086,1руб. в месяц, а в целом по Приволжскому Федеральному округу - 9 946,6 руб. в месяц (на 14 % меньше, чем в Нижегородской области).
Важнейшей особенностью городов, расположенных в зонах транспортной доступности, является одна из высоких в России степень развития каналов дистрибуции - розничных сетей современных форматов. На территории области сформировался масштабный центр производства и дистрибуции товаров массового спроса, FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods) - продукты, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Для этого рынка характерны высокий уровень конкуренции, сезонность продаж для отдельных категорий продуктов, а также постоянное появление новых марок и видов товаров.
Являясь лидером в автомобилестроении, Нижегородская область занимает не менее 25 % на российском рынке. Несколько ведущих международных автопроизводителей OEM (Original Equipment Manufacture - оригинальный производитель) разместили на территории области свои сборочные производства, а за ними последовали десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонентов, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт.
В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г. [1] с учетом отраслевых приоритетов, а также ключевых преимуществ и проблем области были определены следующие направления стратегического фокуса Правительства Нижегородской области:
1. Обеспечение лидерства в области автомобилестроения.
2. Создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса (FMCG).
3. Реализация потенциала научно-образовательного комплекса и инноваций.
Одно из ключевых направлений деятельности Правительства Нижегородской области по реализации стратегии - привлечение инвесторов к созданию современных логистических центров, возведение современного терминального комплекса международного уровня, включающего ж/д узел, автодорожную инфраструктуру, эффективный таможенно-складской комплекс.
Анализ состояния регионального рынка логистических услуг рассматривается в данной публикации по главным составляющим логистического комплекса Нижегородской области:
- автомобильная логистика;
- речная логистика;
- железнодорожная логистика.
Автомобильная логистика является одной из ведущей в формировании транспортнологистической структуры Нижегородского региона. Автоперевозки являются наиболее оптимальным и эффективным средством доставки и распределения товаров во внутреннем сообщении и на международных маршрутах.
Речные перевозки - важная составляющая транспортно-логистической системы Нижегородского региона. Исторически сложившаяся со времен СССР система организации речных па-роходств Центрального бассейна связана с размещением в Нижнем Новгороде центрального управления Волжского пароходства, которое являлось крупнейшим речным пароходством СССР. На данный момент компания ОАО «Волга-флот» преобразована из Волжского пароходства и является крупнейшей речной судоходной компанией в Европейской части России.
Положительная динамика развития транспортной сферы железнодорожного транспорта и накопленный опыт работы с пользователями услуг железнодорожного транспорта в Нижегородском регионе дает возможности при решении вопросов развития транспортного рынка в условиях жесткой конкуренции.
Для анализа регионального рынка логистических услуг используется кабинетный метод маркетингового исследования. В исследовании проводится поэтапный анализ по каждому из составляющих логистического комплекса Нижегородской области.
Первый этап исследования - двадцать две крупные компании Нижегородского рынка автомобильных логистических услуг. В исследовании представлены известные Нижегородские компании и Российские автоперевозчики и экспедиторы, которые имеют филиалы в Нижегородской области.
Второй этап исследования - пять судоходных компаний, головные офисы которых расположены в Нижегородской области, в том числе ОАО «Волга-флот».
Третий этап исследования включает в себя два этапа: первый - Горьковская Железная Дорога, которая является крупнейшим железнодорожным перевозчиком в Нижегородском регионе, второй - семь операторских компаний, из них пять Нижегородских компаний и две компании, которые имеют представительства в Нижегородской области.
Один из вопросов исследования касается наличия собственного, арендованного или привлеченного транспорта у всех логистических компаний. Обобщенные данные анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Наличие у логистических компаний собственного, арендованного, привлеченного транспорта
Общее число компаний Наличие транспорта у логистических компаний
Собственный Арендованный Привлеченный
Автопарк автоперевозчиков и экспедиторов 22 11 5 15
Флот судоходных речных компаний 5 3 4
Подвижной состав операторских компаний 7 3 5 4
Основываясь на результатах анализа, можно сделать вывод о том, что большинство компаний привлекают и арендуют транспорт для перевозок. Одиннадцать компаний автоперевозчиков и экспедиторов имеют собственный автопарк, пять автоперевозчиков арендуют автопарк и пятнадцать автоперевозчиков привлекают автопарк. Собственный флот только у трех судоходных компаний, четыре компании работают на арендованном флоте. Необходимо выделить следующие данные, что единственная из пяти судоходных компаний ОАО «Волга-флот» работает полностью на собственном флоте и не арендует флот. Три из семи операторских компаний имеют собственный подвижной железнодорожный состав, арендуют подвижной железнодорожный состав пять из семи операторских компаний, привлекают подвижной железнодорожный состав четыре из семи операторских компаний. Подвижной состав Горьковской Железной Дороги не представлен в исследовании, это связано с внутренними особенностями учета подвижного состава Российских Железных Дорог.
Важный вопрос исследования касается типов перевозимых грузов каждым из логистических перевозчиков. Этот вопрос важен для определения структуры грузоперевозок логистических компаний и выделения наиболее востребованных к перевозке грузов. Обобщенные результаты анализа приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Типы перевозимых грузов логистическими компаниями
Типы грузов Логистические компании / число компаний
Автоперевозчики и экспедиторы Судоходные речные компаний Операторские железнодорожные компании Г орьковская Железная Дорога
22 5 7 1
Генеральные грузы 5 3 6 1
Навалочные грузы 0 4 3 1
Наливные грузы 0 2 2 1
Промышленные товары 8 0 0 1
Товары народного потребления 14 0 0 1
Контейнерные грузы 6 1 5 1
Негабаритные грузы 6 1 3 0
Опасные грузы 5 0 2 0
Рефрижераторные грузы 5 0 0 0
Сборные грузы 8 0 3 0
Тяжеловесные грузы 4 1 0 0
Ценные грузы 1 0 0 0
Гуманитарные грузы 1 0 0 0
«Живой» груз 1 0 0 0
Необходимо учитывать, что компании, представленные в исследовании, осуществляют перевозку не только одного типа груза, а несколько, поэтому сумма логистических компаний, осуществляющих перевозку различных типов грузов, превосходит общее количество компаний, по которым проводилось исследование.
Основываясь на результатах анализа, можно сделать вывод о том, что логистические компании, осуществляют перевозки:
- «Генеральные грузы» - все логистические компании.
- «Навалочные грузы» - судоходные речные и железнодорожные компании, в том числе Горьковская Железная Дорога.
- «Наливные грузы» - судоходные речные и железнодорожные компании, в том числе Горьковская Железная Дорога.
- «Промышленные товары» - автоперевозчики экспедиторы и Горьковская Железная Дорога.
- «Товары народного потребления» - автоперевозчики экспедиторы и Горьковская Железная Дорога.
- «Контейнерные грузы» - все логистические компании.
- «Негабаритные грузы» - все логистические компании.
- «Опасные грузы» - автоперевозчики экспедиторы и операторские железнодорожные компании.
- «Рефрижераторные грузы» - автоперевозчики экспедиторы.
- «Сборные грузы» - автоперевозчики экспедиторы и операторские железнодорожные компании.
- «Тяжеловесные грузы» - автоперевозчики экспедиторы и судоходные речные компании.
- «Ценные грузы» - автоперевозчики экспедиторы.
- «Гуманитарные грузы» - автоперевозчики экспедиторы.
- «Живой» груз» - автоперевозчики экспедиторы.
Развитие перевозок грузов для реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 г. [1] способствует развитию логистических систем на региональном уровне для координации работы многочисленных транспортных, экспедиторских фирм и компаний, логистических посредников.
Ссылки: References (transliterated):
1. URL: www.government.nnov.ru/37721
1. URL: www.government.nnov.ru/37721

Узнать ЦЕНУ

Оставьте вашу заявку и Вы узнаете
ЦЕНУ выполнения диссертации, дипломной, курсовой, реферата