УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

УДК 316.354:351/354 ББК 60.561.1 Р 65
О.А. Роин,
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры Ессентукского института управления, бизнеса и права Т.А. Юдина,
доктор социологических наук, профессор, проректор ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет», тел. 88622648482
Управленческий процесс в социологическом анализе информационной сферы
(Рецензирована)
Аннотация. Проведен краткий анализ социологических механизмов управления в построении и реализации информационной инфраструктуры социума, ориентированной на повышение управленческой культуры и развитие форм безопасной организации для данной сферы.
Ключевые слова: информационная сфера, информация, информационная инфраструктура.
O.A. Roin,
Candidate of Sociology, Senior Lecturer of Department of Essentuksky Institute of Management, Business and Law
T.A.Yudina,
Doctor of Sociology, Professor, Vice Rector of Sochi State University, ph. 88622648482
Administrative process in the sociological analysis of the information sphere
Abstract. A short analysis is made of sociological mechanisms of management in the construction and realization of information infrastructure of society focused on increasing the administrative culture and on development of forms of the safe organization for this sphere.
Keywords: information sphere, information, information infrastructure.
Важнейшим резервом эффективно- фраструктура превращается в условие,
сти управлени я я вл я ется повышение определ я ющее национальную и регио-
качества принимаемых решений, ко- нальную конкурентоспособность, все
торое достигается путем совершенство- больше играет роль в укреплении на-
вани я процесса прин я ти я решений. циональной безопасности.
Свобода выработки идей повышает ве- На наш взгляд, наибольший инте-
роя тность выдвижени я компонентов, рес современный менеджмент проя вл я -
которые войдут в окончательное управ- ет к процессу прин ти инновационно-
ленческое решение. го решени , которое предусматривает
Информаци я и знания становя тся формирование и реализацию ранее неважным ресурсом и подлинной движу- известной альтернативы. Менеджеры
щей силой социально-экономического, чаще всего оказываются в ситуации,
технологического и культурного раз- когда они должны выработать новые и
вития. Развитая информационная ин- более эффективные пути разрешения
проблем или достижения результатов, описываемых в поня тия х инновационного процесса. Чаще всего к управленческому решению предъя вляется ряд требований, к числу которых можно отнести: 1) всестороннюю обоснованность решения; 2) своевременность;
3) необходимую полноту содержания;
4) полномочность; 5) согласованность
с прин тыми ранее решени ми.
В более общем плане феномен информационной опасности становится возможным вследствие дуализма и амбивалентности, имманентно присущих процессу информационного взаимодействия. При этом происходит подмена реальной картины мира ее виртуальными «проекция ми», выстроенными при помощи новейших информационных технологий и внедр емыми в общественное сознание посредством изощренных методов информационного воздействи я. Отсюда — опасность утраты социальными субъектами своей собственной позиции в отношении к окружающей культурной среде.
Информация я вл я ется основной детерминантой современного общества, к существенным особенностям которого следует отнести, во-первых, возможность быстрого обмена информацией и её преобразования в новое знание, во-вторых, экспоненциальное увеличение объемов производимой и поставл емой потребителю информации. Саможе информационное общество вырастает на базе роста производства информационных технологий, которые привели к революционным изменениям во многих функциональных компонентах современного общества. В значительной мере снизили устойчивость существующих в нем норм и отношений, которые выполн ют теперь не столько регул тивную, сколько адаптивную функцию. Поэтому и возникает необходимость про снени социальных параметров, которые регулируют соотношение информационной опасности и безопасности в современном российском обществе.
Масштабная информатизация современного общества и связанные с ней новые информационные и телекоммуникационные технологии несут в себе не только огромный потенциал повышени производительности тру-
да, производства усовершенствованных товаров и услуг, реального повышени качества жизни, но и создают новые опасности и угрозы дл социальных субъектов. Угрозы информационной безопасности обуславливаютс чело-
веческими, человеко-машинными или машинными факторами, которые могут быть пассивными или активными. Соответственно, в св зи с изменением макроэкономической среды, усложнением задач, решаемых в цел я х обеспечени я защиты информации, введением стандартов и по влением новых компаний, отечественный рынок информационной безопасности будет расти быстрее рынка информационных технологий (1).
Стержнем процесса информатизации должна быть интеллектуализа-ци отдельных личностей, социальных групп, институтов, общественных систем в целом. Иначе информатизаци , с социокультурной точки зрени , тер -ет свой смысл. Основной социокультурной проблемой российского общества в контексте информатизации вл етс реальна угроза утраты социокультурной идентичности. Информационна экспанси я Запада заключается не только в нав зывании информационных технологий, но также системы ценностей, стереотипов поведени и образа жизни и способствует размыванию этнокультурных, религиозных и иных ценностей.
Социологический анализ информационной инфраструктуры включает в свой предмет: — развитие научнопрактических основ информационной безопасности, отвечающей современной геополитической ситуации и условиям культурного и социальноэкономического развития Российской Федерации; — формирование законодательной и нормативно-правовой базы обеспечени информационной безопасности, в том числе разработка реестра информационного ресурса, регламента информационного обмена дл органов государственной власти и управлени , предпри тий, нормативного закрепле-ни я ответственности должностных лиц за соблюдение требований информационной безопасности; — разработку
механизмов реализации прав граждан на информацию; — формирование системы информационной безопасности, обеспечивающей реализацию государственной политики в области информационной безопасности; — разработку современных методов и технических средств, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации; — разработку критериев и методов оценки эффективности систем и средств информационной безопасности и их сертификацию; — исследование форм и способов цивилизованного воз-действи государства на формирование общественного сознани ; — комплексное исследование деятельности персонала информационных систем, в том числе методов повышени мотивации, морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих с секретной и конфиденциальной информацией.
В социологии управлени , определение информационной инфраструктуры предполагает выявление оснащенности территорий, учреждений, организаций и т.п. материальными, техническими и институциональными средствами, обеспечивающими функционирование и воспроизводство данной системы. Информационная безопасность выступает как результат преодоления условий, порождающих соответствующую опасность, и закрепл етс в формах, которые позво-л ют социальным субъектам сохранить способности выработки релевантных объективным потребностям целей и возможности их достижения. Решение вопросов защиты информации оказывает ощутимое воздействие на изменение уровн рыночной стоимости активов компании, производственной де тельности, довери к компании и репутации бренда (2).
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации — совокупность официальных взгл дов на цели, задачи, принципы и основные направлени обеспечени информационной безопасности Российской Федерации. Она служит основой для форми-ровани государственной политики в области обеспечени информационной безопасности Российской Федерации;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечени информационной
безопасности Российской Федерации; разработки целевых программ обеспе-чени информационной безопасности Российской Федерации (3).
В последние дес тилети в мире имеют место масштабные и сложные процессы социальных изменений, происход ящие под влия нием распространения информационно-коммуникационных технологий. В нашей стране эти общемировые тенденции происходили параллельно и взаимосвязанно с реформационными процессами внутренних преобразований. Перед российским обществом и государством открылись новые возможности и встали новые вызовы, св занные с интеграцией России в формирующеес глобальное информационное общество.
Показано, что при изучении социальных аспектов информационной безопасности важными показателями вл ютс : степень информированности различных социальных слоев и групп населени ; социальные чувства, на-строени , стереотипы; — установки в сфере законопослушани и использова-ни информации; законные интересы.
Информационные ресурсы страны вл ютс ее национальным досто ни-ем. В мировой практике развитие информационных услуг происходит по трем направлени м: услуги в области научной и технической информации; услуги в области экономической информации; информационные услуги населению. Дл исследуемых механизмов управлени , методологические посылки социологии безопасности представ-л ют широкий синтез гуманитарного знани , в контексте которого могут эффективно рассматриватьс различные взаимозависимые (социологически коррелирующие) категории. Использование такого подхода в русле социологии информационной безопасности даёт возможность определить логику взаимодействи факторов, детерминирующих безопасность, а также формализовать её новое качественное состо -ние — культуру безопасности.
Примечания:
1. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ. 2007. №9. С. 3-7.
2. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Социологические исследования. 2007. №5. С. 67-74.
3. Экимов А.И. Система права и система законодательства // Теория государства и права. М., 2008. С. 257.
4. Морозов А.В. Интернет и проблемы правовой информатизации. Парламентские слушания в Государственной Думе. 1996. 17 дек.; Он же. Система правовой информатизации Минюста России. М., 1999.
5. Пешин Н.Л. Правовые проблемы применения компьютерных технологий в системе российского права // Право и Интернет: теория и практика: материалы Третьей Всерос. конф., 28-29 нояб. 2007 г. М., 2008.
References:
1. Bachilo I.L. Actual problems of information law // NTI. 2007. No. 9. P. 3-7.
2. Semiletov S.I. Information as special non-material object of law // Sociological researches. 2007. No. 5. P. 67-74.
3. Ekimov A.I. The system of law and legislation system // Theory of state and law. M., 2008. P. 257.
4. Morozov A.V. The Internet and problems of legal informatization. Parliamentary hearings in the State Duma. 1996. December, 17; The same author. The system of legal informatization of the Ministry of Justice of Russia. M., 1999.
5. Peshin N.L. Legal problems of application of computer technologies in the system of the Russian law // The law and the Internet: theory and practice: materials of the Third All-Russia conf., November, 28-29. 2007. M., 2008.